Просмотров: 91343

Вискозиметр для краски своими руками

Закрыть ... [X]

Приветствую, друзья! В прошлый раз мы обезжирили и обдули наш кузов. Осталось залить краску в бачок краскопульта и можно приступать к покраске. Но перед этим ее обязательно нужно правильно разбавить и довести до необходимой рабочей вязкости.

 

Сегодня вы узнаете:

зачем контролировать вязкость и чем чревато ее отклонение от нормы; как и чем измерять вязкость; средняя рабочая вязкость для различных ЛКМ (акриловая эмаль, база, лак, грунты); в какой посуде готовить ЛКМ и как соблюдать правильное соотношение компонентов; как приготовить акриловую, базовую эмаль и бесцветный лак; как отфильтровать краску.

«Вязкость» от латинского viscosus — липкий, клейкий.

Давайте на примере грунта-наполнителя разберемся, почему так важно доводить лакокрасочные материалы до нужной вязкости.

Итак, поверхность, которую мы собираемся покрывать наполнителем, имеет различного рода микронеровности, оставшиеся после подготовки (шлифовальные риски, поры и т.д.). Так вот, если мы нанесем слишком жидкий наполнитель, его тонкая пленка будет не в состоянии с запасом на шлифовку перекрыть эти микроуглубления (по аналогии: если положить на дно банки камушки и налить воды, не покрывая камни «с головой»). В результате поверхность останется неровной, а материал, по большому счету, потрачен зря. Приходится делать лишнюю работу — повторно наносить наполнитель. А это лишние расходы времени, материалов и бесценных нервов подготовщика/маляра.

Возьмем обратную ситуацию с нанесением слишком густого наполнителя. Казалось бы, здесь проблем уж точно не должно быть. Как бы не так. Слишком густой и нетекучий наполнитель, опять-таки, не сможет толком заполнить все микронеровности — его проникающая способность слишком низкая и он попросту не способен затечь в эти углубления (как футбольный мяч не может упасть в лунку для гольфа). Покрытие получается неплотное, наполнитель плохо сцепляется с поверхностью и в дальнейшем начинает отслаиваться. Не слишком радужная перспектива, однако и на этом неприятности не заканчиваются. Очень густой наполнитель не сможет растечься по поверхности гладким слоем, в результате чего образуется повышенная шагрень, что приводит к мучениям и перерасходу шлифовальных материалов при шлифовке. И это только грунт-наполнитель! Что уж говорить за краски и лаки. Глянец, оттенок, адгезия опять же… Все это напрямую зависит от вязкости.

Вы можете спросить: «А что, если развести пожиже, чтобы везде затекло, хорошо сцепилось и растеклось гладко, а нанести потолще, чтобы был запас для выравнивания шлифовкой?» Не советую. Толстый слой жидкого материала содержит большое количество растворителя — покрытие будет очень долго отвердевать (до полного высыхания не часы и не дни — месяцы), а нанесенная поверх не высохшего грунта эмаль может сморщиваться и отслаиваться. Кроме того, повышается вероятность возникновения такого распространенного дефекта, как «кипение» и множества других дефектов.

defekty-vjazkosti

Итак, зачем нужно контролировать вязкость мы разобрались — для того, чтобы пленка лакокрасочного покрытия была красивой и надежной. Как же ее измерить-то, эту вязкость?

Как измерить вязкость? Методы определения вязкости

Для измерения вязкости лакокрасочных материалов существует специальный прибор — вискозиметр. Обязательно купите его, стоит он копейки, а сэкономить на материалах в последствии может не одну тысячу. Ну и конечно же, куда без дедовского способа измерения вязкости «на глаз». Теперь обо всем по порядку.

Определение вязкости вискозиметром

Обычно вязкость лакокрасочных материалов измеряется вискозиметром типа «чашка Форда». Он представляет собой цилиндрическую мерную емкость объемом 100 см³ с конической нижней частью и отверстием в ней. Диаметр отверстия может быть разным — 2, 4, 6, 8 мм. Время (в секундах), через которое лакокрасочный материал вытечет через это отверстие — и есть его вязкость. Чем больше время — тем вязкость выше.

Вискозиметр DIN4

Вискозиметр DIN4

Для измерения вязкости эмалей, лаков и грунтов чаще всего используется вискозиметр с диаметром отверстия 4 мм (№4 стандарта DIN (DIN4), или ВЗ-4 в нашем стандарте). Измерения проводятся при температуре 20 °C. Отклонения от этой температуры чреваты неточными измерениями, ведь при повышении температуры вязкость понижается, а при понижении, наоборот, повышается.

Итак, наполняем вискозиметр краской (лаком, грунтом) до краев, включаем секундомер и одновременно открываем отверстие вискозиметра. Когда жидкость перестанет течь непрерывной струей (капли не в счет), выключаем секундомер. Секунды, зафиксированные на секундомере — и есть вязкость измеряемой жидкости в так называемых «DIN-секундах». К примеру, вязкость воды при 20 °С по DIN4 — 13 секунд.

Определение вязкости по вискозиметру

Определение вязкости по вискозиметру

 

Средняя рабочая вязкость при 20 ºC по DIN4 составляет: для акриловых эмалей — 18-20 секунд; базовых эмалей — 16-17 секунд; лаков — 18-20 секунд; 2К-грунтов — 20-22 секунд; жидких шпатлевок — до 30 секунд.

Точная рекомендуемая рабочая вязкость обязательно указывается в технической документации к продукту. Допустим, указанная вязкость — 22 секунды. Если краска вытекала дольше, значит ее вязкость выше рекомендуемой и ее необходимо еще разбавлять.

Если вискозиметра под рукой не имеется или производитель не указал вязкость ни на банке, ни в «техничке» (или указал, скажем, в единицах Ford при температуре в фаренгейтах), тогда приходиться определять ее опытным путем. Кроме того, определять вязкость с помощью вискозиметра бывает не всегда удобно (когда приходится работать с небольшими объемами краски, меньше объема воронки).

«Народный метод» измерения вязкости («на глаз»)

Берем чистую деревянную палочку, а лучше металлическую пластинку длиной 15-20 см (или специальную линейку) и окунаем ее в смесь продукта с отвердителем (если добавляется) и разбавителем (если добавляется). Хорошенько перемешав смесь до однородной консистенции, поднимаем палочку и смотрим, как стекает краска. Если она слишком вязкая — добавляем понемногу разбавителя, если слишком жидкая — добавляем основной продукт и отвердитель. Грубо говоря — нравится как стекает краска — хорошо, идем красить, не нравится — делаем жиже или гуще.

Если вы заказывали краску «на подборе» в лаборатории, корректировать ее вязкость, как правило, не приходится. Вам выдадут три емкости — с краской, отвердителем (если материал двухкомпонентный) и разбавителем. Смешав эти компоненты вы получите материал нужной рабочей вязкости «под распылитель».

Атрибуты для приготовления эмалей и лаков

Для соблюдения пропорций при смешивании удобно пользоваться специальными мерными емкостями или линейками.

Мерная линейка представляет собой алюминиевую пластину, на которую нанесены деления для точного смешивания компонентов в определенной пропорции. Для разных пропорций — разные линейки (2:1, 3:1, 4:1, 5:1 и т.д).

mernaya-linejka

Линейка для замера и перемешивания лакокрасочного материала в пропорции 2:1

Расчет соотношения компонентов с помощью мерной линейки

Расчет соотношения компонентов с помощью мерной линейки

Мерная емкость — это прозрачная пластиковая банка с разметкой пропорций. Пользоваться такими емкостями очень удобно. Если у вас нету такой банки, можно изготовить ее подобие из прозрачной пластиковой бутылки из-под растворителя или пластикового стакана. Если берете стакан, протестируйте его — налейте немного растворителя и посмотрите, не прожигает ли он дырки. Затем делаем разметку, несколько раз наливая равные объемы (например, отмеренные медицинским десятикубовым шприцем) и делая соответствующие пометки. Теперь отмерить, к примеру, две части краски и одну часть отвердителя для нас не составит никаких проблем. Но лучше и проще, все-таки, купить мерную емкость. Они выпускаются различных объемов и продаются в магазинах лакокрасочных материалов.

Мерная емкость

Мерная емкость для приготовления ЛКМ

Приготовление акриловой, базовой эмали и лака

При приготовлении акриловых эмалей и лаков важно помнить, что эти материалы двухкомпонентные (2K), а это значит, что их отверждение, в отличие от однокомпонентных материалов (1K), которые высыхают под действием естественных процессов в окружающей среде, происходит совершенно по иной схеме — за счет реакции с отвердителем (полиизоцианатом) — веществом для сшивания молекул. Акриловое связующее вступает в химическую реакцию с отвердителем, в результате чего множество мелких молекул соединяются в одну макромолекулу — полимер. Разбавитель в двухкомпонентные материалы добавляется лишь для достижения необходимой вязкости.

Полимеризация однокомпонентной алкидной эмали

Полимеризация однокомпонентной алкидной эмали за счет окисления алкидного связующего в результате реакции с кислородом

 

Полимеризация двухкомпонентной акриловой эмали

Полимеризация двухкомпонентной акриловой эмали за счет реакции между акриловым связующим и отвердителем.

К чему это я? Дело в том, что материал, в который мы добавим отвердителя больше положенного, не наберет оптимальную твердость никогда и ни при каких условиях, поскольку количество молекул для сшивания превышает количество молекул самого акрилового связующего. Молекулярные цепочки сошьются некорректно и с твердостью, а значит и с глянцем, придется распрощаться навсегда.

Поэтому следует четко соблюдать пропорции добавления отвердителя, которые указываются производителем на банке или в «техничке». Например, пропорция смешивания с отвердителем указана как 2:1. Это значит, что необходимо смешать две части краски и одну часть отвердителя. Речь идет именно об объеме, не о граммах или миллилитрах.

Смешиваемые компоненты обязательно должны соответствовать друг другу по наполненности. Это, думаю, понятно и так. Например, взяв высоконаполненный HS-лак, нужно понимать, что концентрация полимера в нем настолько высока, что молекулы аж «трещат» в банке. И если смешать его с низконаполненным LS-отвердителем, то для корректного сшивания просто не хватит сшивающего материала. То же самое произойдет и в случае смешивания LS-лака и HS-отвердителя. Количество сшивающих молекул больше, а значит, на корректную полимеризацию нечего и надеяться.

Еще раз напомню, что:

в однокомпонетные материалы (алкиды, базовые эмали, 1К-грунты) добавляется только разбавитель; в двухкомпонентные материалы (акриловые эмали и лаки, 2К-грунты) сначала добавляется отвердитель, затем смесь доводится до нужной вязкости разбавителем. Могут быть и исключения — это касается «сверхнаполненных» UHS-/VHS-материалов. В них разбавитель может не добавляться вообще.

Что касается пропорций, то в разных системах они разные, но обычно в двухкомпонентные продукты добавляется до 50% отвердителя и 10-20% разбавителя. В базовые эмали обычно добавляется 50-60% разбавителя.

Приготовление акриловой эмали

Приготовление базовой эмали

Приготовление бесцветного лака

Повторюсь еще раз — это приблизительно. При всем многообразии типов эмалей и лаков, одного рецепта на все случаи жизни дать невозможно по определению. Поэтому всегда нужно поступать в соответствии с рекомендациями производителя. Пропорции, указанные в технической документации или на банке определены путем многократных лабораторных исследований, а посему их стоит в обязательном порядке соблюдать.

Также нужно помнить, что используемый разбавитель должен быть увязан с температурой при которой ведутся покрасочные работы.

Фильтрация краски

В процессе приготовления в краску могли попасть посторонние включения, и если краскопульт не оборудован встроенным фильтром, вся эта сорность впоследствии окажется на окрашиваемой поверхности. Это в наши планы не входит, поэтому перед тем как заливать краску в бачок, мы ее обязательно отфильтруем.

Фильтры в краскопульте

Для фильтрации лакокрасочных материалов существуют специальные одноразовые воронки с сетчатым фильтром.

Фильтр-воронка

Одноразовые воронки для фильтрации краски

Часто для этих целей используют и подручные средства, например пресловутый капроновый чулок, натянутый на горловину бачка краскопульта.

Резюме Вязкость лакокрасочных материалов измеряется вискозиметром DIN4. Средняя рабочая вязкость акриловых эмалей при 20 ºC составляет 18–20 секунд по DIN4, базовых эмалей — 16-17, лаков — 18-20, 2К-грунтов — 20-22, жидких шпатлевок — до 30 секунд. В однокомпонентные материалы добавляется только разбавитель, в двухкомпонентные — сначала отвердитель, затем разбавитель. Пропорции смешивания и рабочая вязкость указываются в технической документации к продукту или на банке. Обязательно соблюдайте эти рекомендации. Используемый разбавитель должен быть увязан с температурой, при которой ведется окраска. Для приготовления лакокрасочных материалов удобно использовать специальные мерные емкости и линейки. После приготовления материала его необходимо отфильтровать.

Итак, наша краска разбавлена и отфильтрована, вязкость проверена. На очереди у нас настройка краскопульта, после чего мы наконец сможем перейти к долгожданной покраске. Надеюсь, статья вам понравилась и пригодилась. А на сегодня все. До связи! 


Источник: http://yourwishes.by/ru/blog/pokraska-avtomobilya-svoimi-rukami-ot-do-ya-smeshivanie-i-opredelenie-vyazkosti


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Похожие новости


Как сделать творожок чудо в домашних условиях
Пластиковая пальма пошаговая инструкция
Ручной трубогиб для арматуры своими руками
Что такое экстрактор для рыбалки своими руками
Декоративное панно как сделать
Когда делать крем для лица в домашних условиях
Открытки ко дню рождения для детей своими руками маме
Бильтрицид в домашних условиях


Вискозиметр для краски своими руками
Вискозиметр для краски своими руками


Самодельный вискозиметр. Для определения вязкости краски DRIVE 2
Самодельный вискозиметр. Как подобрать вязкость Свой ремонт авто



ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ